?

Log in

No account? Create an account
Человек из Кумертау
December 1st, 2015
05:43 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
VIII. Эпилог
VIII. Эпилог

Начните с заглавного поста

Предыдущие части:

I. Моя-не религия. Объявление и содержание
II. Краткая история моих религиозных взглядов
III. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 1
III.2. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 2
IV. Эпистемология и христианство: некоторые частные вопросы
V. Практики религиозного мышления, часть 1
V.2. Практики религиозного мышления, часть 2
VI. Что остается, если убрать религию
VII. Практические следствия

Я открывал все двери
самодельным ключом,
Я брал, не спрашивая –
что и почем;
Люди не могут согласиться
друг с другом
практически ни в чем;
В конце концов, это их дело;
Я хотел все сразу, а иначе – нет;
Образцовый нищий
у Галери Лафайет;
Но я смотрел на эту ветку
сорок пять лет,
В конце концов, она
взяла и взлетела.

БГ


С момента осознания того, что я больше не верю, до завершения работы над этим текстом прошло больше месяца, хотя сначала я думал, что это будет общий текст буквально на пару дней работы. Главная причина, по которой я его написал, – нежелание, чтобы кто-то считал меня кем-то, кем я не являюсь, и думал о моих мыслях что-то неверное. Не уверен, что эта задача решается; допускаю, что для многих мысли и концепции, на которые я ссылался, не более чем интеллектуальная игра, и будет совершенно непонятно, почему для меня это важно (а в худшем случае это будет понятно неверно). Текст вышел весьма пухлым, я попробовал сделать его скорее широким, чем глубоким, но охватил далеко не все заметные и значимые вопросы (но при этом постарался выбрать наиболее неочевидные и непроговоренные в окружающем меня пространстве). Я могу спускаться глубже и глубже, раскрывая, что имел в виду, но это был бы уже совершенно другой объем и формат; возможно, я это сделаю, но это будет текст не о религии как таковой.

Мне было важно всё это написать, и когда я размещу этот текст в сети, я почувствую большое облегчение и освобождение, хотя и страх негативной рецепции тоже. Но это то, через что стоит пройти. Неверие в моем случае не то же, что безразличие к религии; если бы я сразу пришел к верным убеждениям от абстрактного мистицизма, миновав стадию религии, то ее вопросы, вероятно, были бы мне неважны, и в этом не было бы проблемы; но это культура, с которой я долго и тесно соприкасался, и материи, о которых я много думал, и вряд ли я просто отпущу эти вопросы. Возможно, когда-нибудь я сделаю полноценное исследование об эпистемологии религии или что-то такое, но, скорее, нет; в любом случае, это не будет моей наиболее значимой задачей.

Я открыт к аргументам и идеям в принципиальном смысле; на практике я читал немало апологетики и вряд ли прочту 1001-й аргумент, если не получу до этого свидетельств, что в нём есть что-то, чего нет в предыдущей тысяче. Я также свободно отвечу на вопросы и готов к дискуссии в комментариях. (При этом модерация будет; кроме того, я не буду продолжать разговор, если в какой-то момент пойму, что он уходит во что-то неконструктивное.) Публичную дискуссию я при прочих равных предпочту личной (но иногда устный разговор удобнее письменного, и тогда речь уже не о прочих равных).

Ниже я собрал небольшой список русскоязычных ссылок, изучение которых может прояснить, если вы их не знаете, некоторые использованные мной концепции и подходы, а также просто созвучные мне мысли и идеи, высказанные другими людьми. Отмечу, что ряд этих идей я бы поместил в курсивные абзацы в этом тексте. Это только то, что пришло в голову; вероятно, есть еще много пересекающихся с моим текстов, о которых я просто забыл, и есть много непереведенного англоязычного, на которое по ряду причин я не буду сейчас ссылаться. (Если вы захотите подвергнуть здесь критике что-то из этого, то это может быть разумно, но не всегда, подумайте лишний раз. И если какой-то момент непонятен, я, вероятно, смогу попробовать дать объяснение, если оно не потребует текста сравнимого объема с этим.)



Спасибо всем, кто прочел этот текст. Он вышел для меня неожиданно содержательным и разнообразным и, я надеюсь, оказался для вас хоть чем-то полезным. Я желаю вам радости и успехов в жизни, и если вы еще не хотите закрыть окно браузера и скорее забыть всё, что прочли, то, вероятно, мы еще встретимся. И если вам есть что сказать, лучше скажите.

Виталий Бормотов, уже декабрь 2015.

Tags: , , , ,

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:adunai
Date:December 1st, 2015 09:22 pm (UTC)
(Link)
Благодарю за первое на моей памяти изложение нерелигиозного мировоззрения, не отягощенного оскорблениями в адрес потенциальных и фактических оппонентов. Многие мысли и разъяснения созвучны моим сомнениям и подходам к оценке окружающего меня бытия, я еще буду на эту тему думать и перечитывать Ваш текст, но в любом случае я позволю себе забыть данный текст не ранее, чем найду ему достоверное опровержение или же признаю отражающим положение вещей, более близкое к объективной реальности, чем мои нынешние о ней представления.
[User Picture]
From:bormvit
Date:December 3rd, 2015 06:47 am (UTC)
(Link)
Спасибо, довольно неожиданный (от вас) комментарий (скорее в приятном смысле).
[User Picture]
From:adunai
Date:March 30th, 2016 03:42 pm (UTC)
(Link)
По итогам размышлений на заданную тему поздравляю вас с полемической победой. Я не смог найти убедительных контраргументов на один из Ваших антирелигиозных тезисов, пришлось принять его как доказанный, за ним потянулась и остальная цепочка рассуждений, так что в итоге я вынужден признать себя неверующим, а атеизм - наиболее близким к объективному положению вещей мировоззрением.
[User Picture]
From:bormvit
Date:May 22nd, 2016 06:40 pm (UTC)
(Link)
А о каком, если не секрет, тезисе речь?
[User Picture]
From:adunai
Date:May 22nd, 2016 07:26 pm (UTC)
(Link)
Не секрет. Имелся в виду тезис о противоречии (а) догмата о заинтересованности Бога в общении с людьми / спасении людей, и (б) фактического отсутствия достоверных проявлений этой заинтересованности на практическом опыте. Точную цитату не воспроизведу, это искать надо, а мне лениво.
[User Picture]
From:istarni
Date:December 2nd, 2015 09:34 pm (UTC)
(Link)
Прочитала. Многабукафф, все очень осознанно и научно. Проблема одна - ты лжешь в изложении некоторых важных моментов, что автоматически снижает пафос осознанности-научности-разумности все познавшего автора.
Ты отказался от целибата вовсе не тогда, когда познакомился с будущей женой, а горааааздо раньше, когда пытался соблазнить…уж не свою будущую жену. Ты обманывал и пудрил мозги. Ты подставил людей, которые тебе помогли.
Если ты скажешь, что причиной твоего предельно некрасивого поведения были страшные религиозные травмы, а с тех пор ты от них прям излечился, то желаю тебе счастья.
Правда, такой исход кажется мне маловероятным.
[User Picture]
From:bormvit
Date:December 3rd, 2015 06:29 am (UTC)
(Link)
> Ты отказался от целибата вовсе не тогда, когда познакомился с будущей женой, а горааааздо раньше, когда пытался соблазнить…уж не свою будущую жену. Ты обманывал и пудрил мозги. Ты подставил людей, которые тебе помогли.

Я не буду утверждать, что событий, которые можно описать так, не было. Но также не считаю и то, что должен рассказывать о них каждый раз всем и всякому. Я сделал много и плохо по своей воле и сожалею об этом. Но я вкратце описал только итоги в том месте; если формулировка там кажется явно неправильной, я заменю ее на другую.

> Если ты скажешь, что причиной твоего предельно некрасивого поведения были страшные религиозные травмы, а с тех пор ты от них прям излечился, то желаю тебе счастья.

Нет, я не утверждаю ничего подобного. Не знаю, как бы это следовало из чего-то, что я сказал.


Edited at 2015-12-03 06:29 am (UTC)
[User Picture]
From:timur_nechaev77
Date:August 30th, 2016 08:20 am (UTC)
(Link)
Очень сложный путь к неверию. У большинства намного проще. Я хоть и атеист, но думаю, что вера (религия) может быть полезна в каких-то ситуациях (в качестве психотерапии), и что даже атеисты вполне могут к ней прибегать на время.
From:(Anonymous)
Date:April 3rd, 2017 06:24 pm (UTC)
(Link)
Психологичность духовного опыта - это серьёзный аргумент, согласен. Мне, ещё когда я не стал атеистом, да и потом, тезис о том, что в Бога не стоит верить, потому что он допускает страдания, всегда казался странным. В принципе нет никаких проблем с тем, что Бог есть, он сотворил всё и вся - или хотя бы задал условия для развития, но человеческие страдания, жизнь и смерть ему безразличны. Вполне возможно, что даже причины поклоняться останутся - хотя бы из эгоистических соображений - если поклонение всё-таки путь к вечной жизни или способ не попасть под раздачу в этой. Эта точка зрения, конечно, не имеет почти никакого отношения к христианству, но атеизм более широкое понятие, чем отрицание христианства.
From:noldo_ecthelion
Date:September 23rd, 2016 06:04 am (UTC)
(Link)
Прочитал Ваш цикл записей. Спасибо, очень познавательный текст - на мой взгляд явно один из лучших по данной проблематике.
общение во многом здесь Powered by LiveJournal.com