kocherga

V. Практики религиозного мышления, часть 1

Начните с заглавного поста

Предыдущие части:

I. Моя-не религия. Объявление и содержание
II. Краткая история моих религиозных взглядов
III. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 1
III.2. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 2
IV. Эпистемология и христианство: некоторые частные вопросы

В целом заголовок этого раздела применим и ко всем прочим. Тем не менее, здесь я в большей степени отойду от эпистемологии и сосредоточусь на некоторых отдельных практических вопросах, связанных с мышлением и религией (опять же, в первую очередь христианством). Впрочем, мое разделение вопросов на разделы получилось весьма условным, и здесь всё еще будет немало эпистемологии. А еще этот раздел получился самым большим.

Collapse )

В следующей части продолжим.

Дальше:

V.2. Практики религиозного мышления, часть 2
VI. Что остается, если убрать религию
VII. Практические следствия
VIII. Эпилог
kocherga

IV. Эпистемология и христианство: некоторые частные вопросы

kocherga

III.2. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 2

kocherga

III. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 1

Начните с заглавного поста

Предыдущие части:

I. Моя-не религия. Объявление и содержание
II. Краткая история моих религиозных взглядов

love my way, it's a new road
i follow where my mind goes

Сайкеделик Фёрс


Сначала пара оговорок.

В русском языке слово «убеждения» может означать как представления о реальности (свойства чего-то, что существует, «если сделать X, то получится Y»), так и системы предпочтений, возможно, неявно включающие в себя представления о реальности, но по большому счету ортогональные им (ценности, цели, этика, «я предпочитаю получать Y»). Как правило, здесь я буду вкладывать первый смысл в слово «убеждения» (и, соответственно, говорить о присущих ему качествах), а второй называть как-либо иначе, например, ценностями или предпочтениями.

Кроме того, я буду говорить о скорее «физических», нежели «математических» вещах; «математические» высказывания – это что-то вроде «если все вороны чёрные, то любой не-черный объект – не ворона», а я буду скорее касаться вопроса, верно ли, что все вороны чёрные (и говорить о таких убеждениях) и применять подобные выводы к предположениям, нежели рассматривать истинность самой этой импликации. (Если последнее предложение для вас ничего не прояснило, это не страшно; скорее, это уточнение для тех демагогов-формалистов, которые могли бы попридираться к приведенным свойствам убеждений, используя математические высказывания как примеры. Подробное пояснение, почему вопросы, о которых этот текст, не являются чисто математическими в каком-либо смысле здесь приведено не будет по многим причинам.) Неплохое объяснение, что такое «математические» вещи, содержится в «Притче о болиголове».

Многие вещи я изложил упрощенно, с потерей некоторой точности. Я пытался минимизировать сложность текста, но всё же сохранить основной смысл. Не знаю, насколько это получилось. Дотошному формалисту и демагогу определенно найдется до чего докопаться; думаю, что избежать этого, не выходя за получившийся объем и не сокращая содержание, было бы неразрешимой задачей.

Итак, начнем.

Collapse )

Продолжим в следующем разделе.

Дальше:

III.2. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 2
IV. Эпистемология и христианство: некоторые частные вопросы
V. Практики религиозного мышления, часть 1
V.2. Практики религиозного мышления, часть 2
VI. Что остается, если убрать религию
VII. Практические следствия
VIII. Эпилог

UPD: я забыл один технический момент, не особо значимый конкретно для этого текста (и вряд ли нужный тому, кто не думает на языке математики), но важный в контексте понимания употребленных терминов. Идеальному байесовскому агенту недостаточно (хотя необходимо) только быть откалиброванным в смысле соответствия числа случившихся событий сумме вероятностей; возможно много откалиброванных агентов с разными вероятностями. Вектор вероятностей идеального агента имеет наименьшую энтропию по Шеннону; если взять вероятности случившихся событий (то есть все заданные им вероятности, но вероятности неслучившихся инвертировать) и сложить их логарифмы, получится максимально близкое к нулю значение (можно и не пользоваться логарифмами, а перемножить эти вероятности, у кого это значение больше, тот и ближе к идеальному агенту). На самом деле этого свойства достаточно, калиброванность следует из него (но не наоборот).
kocherga

II. Краткая история моих религиозных взглядов

Начните с заглавного поста!

Наша лестница в небо оказалась расшатанной стремянкой,
Годной лишь на то, чтобы достать с антресолей банку.
Но я готов был и по ней карабкаться к облакам,
Назло запретам и закрытым изнутри замкам.

Noize MC


Какие-либо взгляды касательно религии у меня появились около 8–9 лет; это была дикая смесь из атеизма, почерпнутого из советских научно-популярных книжек, и детской любви к мистике. Кажется, я считал, что в мире действительно есть сущности типа призраков и богов, представляющие собой что-то вполне материальное, разумное и влияющее на мир, но невидимое. Мои взгляды склонялись то к чистому атеизму, то к увлеченности поисками мистического мира (я ставил эксперименты!) и восторженности им, то к «богоборчеству» в духе «какие-то боги есть, но они нам не нравятся, и мы их уничтожим». Как мне вспоминается, это длилось лет до 10–11. (Я плохо помню свою жизнь до 12–13 лет.)

Collapse )

Пора временно закончить с моей личностью и перейти к вопросу, почему же я думаю то, что я думаю.

Дальше:

III. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 1
III.2. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 2
IV. Эпистемология и христианство: некоторые частные вопросы
V. Практики религиозного мышления, часть 1
V.2. Практики религиозного мышления, часть 2
VI. Что остается, если убрать религию
VII. Практические следствия
VIII. Эпилог
kocherga

Моя не-религия. I. Объявление и содержание

I. Объявление

Я осознал это уже больше месяца назад, но почти никому не сообщал. Требовалось время и чтобы самому отрефлексировать, и чтобы написать этот текст. Однако в целом мне нужно это сказать, чтобы не вводить никого в заблуждение относительно моих взглядов.

Сейчас (и, скорее всего, так и будет) я не разделяю никакую религию и не считаю, что существуют какие-либо разумные, персонифицированные и имеющие свои цели высшие силы, как-либо ответственные за известный нам мир или отдельные его части, создававшие его и всё такое. Я не считаю, что существует какое-либо посмертие или воскресение мёртвых. Я не отношусь и скорее всего уже никогда не буду относиться к верующим.

Collapse )

Если вы хотя бы немного знаете меня,
или если вам интересна тема религии, неважно, по какую вы сторону баррикад (насколько вообще баррикады есть),
или если вам интересно мышление человека, логика, эпистемология и механизмы построения суждений,
то я очень прошу вас прочесть этот текст.

Начнем?

Виталий Бормотов, октябрь-ноябрь 2015.

Содержание:

I. Моя-не религия. Объявление и содержание
II. Краткая история моих религиозных взглядов
III. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 1
III.2. Эпистемология и христианство: общие вопросы, часть 2
IV. Эпистемология и христианство: некоторые частные вопросы
V. Практики религиозного мышления, часть 1
V.2. Практики религиозного мышления, часть 2
VI. Что остается, если убрать религию
VII. Практические следствия
VIII. Эпилог
kocherga

Особенности разработки софта для конечных юзеров

Если ты пишешь для себя программу, которая должна искать, скажем, сумму двух чисел, то ты вводишь с клавиатуры два числа и выводишь их сумму.

Если тебе нужно написать такую программу, которой будут пользоваться другие пользователи, то тебе придется нарисовать форму с окнами для ввода чисел и местом для вывода ответа, комментарии, где именно ввод и куда щелкать, ReadMe, валидацию для проверки того, что вводится корректное число (и, если введено что-то другое, программа не должна упасть, а должна вежливо сказать, что не так, и предложить еще раз) и нормализацию, чтобы 1; 1.2; 1,2; 1000; 1 000; 1e+3 воспринималось как корректные числа.

(Вот, кстати, одна из вещей, зачем нужны фреймворки, — возможность переложить на его плечи существенную часть подобных оберток и сосредоточиться на логике приложения. Но всё переложить не получается.)
kocherga

Продолжаю

литературный флешмоб.

Возвращение домой
Роман повествует о борьбе негров, вывезенных на американский континент, против дискриминации. Главный герой — ямайский парень-метис, полюбивший белую культуру. Соотечественники-негры считают его предателем, а белые не могут его принять. Он проходит через тяжкие психологические испытания и в конце концов осознает, что та культура, которая так ему нравится, подавляет его народ, и становится одним из борцов за свободу. Параллельно рассказывается история белого полицейского, который сначала презрительно относится к "чёрным" и всячески способствует их угнетению, а потом проникается симпатией к главному герою и постепенно меняет мнение, становясь другом того, кого раньше подолгу держал в "обезьяннике". Незадолго до конца полицейский закрывает собой одного из негров от пули расиста и погибает, что становится горем для протагониста. Эпилог книги показывает того глубоким стариком уже в наше время, видящим, что современная Америка стала благожелательной к неграм.

Профессор сегодня не придет
Книга в двух слоях. В первом слое рассказывается о жизни некоего писателя, а другой представляет как бы его книгу, при этом главы идут вперемешку и показывают, как жизнь и взгляды писателя меняются на ходу. Писатель начинает свою книгу как способ отвести душу после того, как только что слез с наркотиков, его герой — профессор университета в Беркли, преподающий философию и ищущий смысл жизни. Каждый вечер писатель садится за книгу, воображая, что к нему пришел профессор, и рассказывает о его жизни. Профессор начинает свою карьеру молодым, задорным и жизнерадостным человеком, которому интересно всё вокруг и который хочет найти на всё ответы; писатель начинает свой роман глубоко запутавшимся и ничего не понимающим и надеется, что его воображаемый профессор поможет ему. Постепенно профессор становится всё циничнее и нигилистичнее в то время, как писатель находит какие-то интересы помимо книги. Профессора начинает опутывать страх, он боится смерти и того, что будет за ней, не видит смысла в жизни, и однажды студенты по пути в университет замечают его повесившимся на дереве. Писатель заканчивает этим книгу, будучи глубоко потрясенным получившейся историей, и испытывает кенозис, понимая, что не стоит искать свой смысл жизни с опорой на профессора; больше ему не нужно, чтобы профессор приходил. Писатель принимает Крещение и решает никому не показывать свой роман. В эпилоге показан писатель через 40 лет, ставший профессором и добродушно рассказывающий студентам, что смысл жизни есть.

***

Кто хочет получить три названия от меня, welcome :-)
kocherga

Продолжаем флешмобить

и закрываем долги.

Литературный флешмоб. Выдаются три названия несуществующих книг. Надо придумать их содержание.

Мне от onery пришло:

Только игра
Возвращение домой
Профессор сегодня не придет

Только игра
Развернутое вторичное произведение по вселенной "Мстителей" уровня ПТСР или HPMOR.

Тони Старк помогает секретным службам США бороться с непонятным и очень могущественным врагом, которой стремится не дать агентам уничтожить некие секретные и очень опасные разработки. Движимый любопытством, Старк начинает раскапывать информацию и узнает, что какие-то из этих разработок были связаны с биотехнологиями, позволяющими существенно улучшить здоровье человека, и созданные на их основе аппараты успешно справлялись с лечением рака. Однако программа по развертыванию этих аппаратов была свернута ради безопасности, и многие больные погибли. Также он узнает ряд неприглядных вещей о деятельности спецслужб. Его начинают терзать сомнения относительно этической правильности того, что он делает. Однако непонятный враг силен; похоже, что он обладает мощными технологиями, а еще у него получается узнавать заранее то, что знал только сам Старк. Движимый любопытством, но не желающий взаимодействовать со спецслужбами, Старк крадет разработки, делая вид, что они уничтожены, и принимает огонь на себя. Однако в этот момент враг перестает за ним охотиться.

Старк исследует полученные разработки и решает применить их во благо человечеству. Через несколько лет его исследовательский центр становится форпостом передовой науки и технологий и привлекает внимание спецслужб, которые понимают, что те разработки не были уничтожены, и открывают охоту на Старка. Не желая терять для человечества ничего созданного им, он распоряжается выпустить все созданные им технологии и открытия в свободный доступ, а вместе со своим центром уходит на дно.

Прошло несколько десятков лет, но Старк всё еще столь же молод благодаря упомянутым технологиям. Человечество тоже сильно изменилось, никто не смог запретить новые разработки. Всё это время он с командой вёл работу над созданием сильного искусственного интеллекта, и вот настало время его запускать. Тот начал свои научные исследования, и вскоре в тайне от всех была создана машина времени. Однако ИИ сообщил, что не может сообщить Старку результаты его исследований через время относительно той истории с могущественными тайными врагами. Старк понял, что это потому, что он сам и есть тот враг, не дающий уничтожить полезные разработки, и отправился с помощью машины времени туда назад, сражаться с собой и спецслужбами.

Вернувшись, он узнал, что благодаря его ИИ создана технология бессмертия и еще ряд полезных вещей. Не будет больше голода, болезней и смерти до самого конца Арды. Всё теперь — только игра.

Несмотря на то, что действия происходят в авторский версии вселенной Marvel и в истории есть путешествия во времени, книга выдерживает достаточно твердый научно-фантастический стиль, содержит примерные описания того, как работают указанные в ней технологии, в ней много мелких детективных линий. Главы, повествующие о путешествиях протагониста в прошлом, содержат весьма любопытную деконструкцию штампов о машине времени и много рассуждений о физике, причинности и свободе воли относительно времени. Также книга, несмотря на общее линейное повествование, насыщена флешбеками с воспоминаниями Старка о тех или иных событиях.

Книга имела огромный успех; в продолжении автор обещал рассказать историю изначального происхождения тех самых разработок, ставших семенем будущей сингулярности, но, к сожалению, продолжение пишется очень медленно.

***

Остальные две распишу позже.

UPD: желающим, отписавшимся в комментариях, выдам три названия.